Дочери Евгении

и будущим

поколениям

ПОСВЯЩАЕТСЯ

1986

 

ЧЕРНОБЫЛЬСКАЯ БЫЛЬ  

продолжение 6

 Вишней цветет беда,

 Аистом, что в гнезде.

 Болью гудят колокола

 И воронье везде…

 

Часть вторая

Славутич - город, рожденный катастрофой

 

"Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде полынь; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки"

            Это Откровение Иоанна Богослова из книг Нового Завета Господа нашего Иисуса Христа. Возможно, оно сбылось 26 апреля 1986 года в городке Припять Чернобыльского района Киевской области в Украине – одной из самых больших по территории стран Европы. Во время катастрофы Украина входила в состав пятнадцати союзных республик СССР (Союза Советских социалистических республик). Столицей Украины, как и теперь, был город Киев, столицей же Советского Союза – город Москва. Теперь Москва – столица только Российской Федерации.

            Чернобылем уже именовался Стрежев в летописи 1193 года, где записано было: "Князь Вышгородский и Туровский, Ростислав - сын великого князя киевского Рюрика (княжил от 1180 до 1195 года) "Ъха съ ловомъ отъ Чернобыля въ Торцийский".

            Древний Чернобыль дал свое горькое название (полынь, содержащую горькое эфирное масло, в простонародии называют чернобыльником) мощной атомной электростанции. Очень многие люди до сих пор, не совсем ясно или вообще не понимают, что Чернобыль, оставшись скромным райцентром сельского типа, в годы, предшествовавшие аварии, почти не имел никакого отношения к атомной электростанции. Главной же столицей энергетиков стал молодой, бурно развивающийся городок Припять, отстоящий от Чернобыля на 18 километров к северо-западу.

            Его назвали Припятью по имени полноводной красавицы-реки, которая, причудливо извиваясь голубой лентой, соединяет белорусское и украинское Полесье и несет свои воды седому Днепру. А своим появлением город обязан сооружению здесь Чернобыльской атомной электростанции имени В. И. Ленина. Начальные страницы трудовой биографии Припяти написаны 4 февраля 1970 года, когда здесь был забит строителями первый колышек и вынут первый ковш земли. Заложены фундаменты общежития №1, здания строительного управления, столовой №1, начат монтаж поселка Лесной. Близость железнодорожной станции и автомобильной трассы, наличие реки определили выбор этого места для создания первой на Украине атомной электростанции. 15 августа 1972 года в торжественной обстановке был уложен первый кубометр бетона в основание ее главного корпуса. Успехи в возведении станции неразрывно связаны с успехами в строительстве нового жилья, городских объектов социально-культурного и бытового назначения. В городке сооружены Дворец культуры, Дом книги, кинотеатр, гостиница, четыре библиотеки, школа искусства с концертным залом, комплекс медицинских учреждений, благоустроенные средние общеобразовательные школы, профтехучилище. Создана широкая сеть бытовых учреждений, столовых, кафе, магазинов. Построено свыше десятка детских садов. Строительству различных дошкольных и спортивных учреждений уделялось особое внимание, ведь средний возраст жителей юного городка составлял двадцать шесть лет. Ежегодно здесь рождалось более тысячи детей. Только в Припяти можно было увидеть парад колясок, когда вечерами мамы и папы гуляли со своими малышами...

            Припять уверенно шагала в будущее. Ее промышленные предприятия наращивали производственные мощности. Планировалось в ближайшие годы построить энергетический техникум, еще одну среднюю школу, Дворец пионеров, молодежный клуб, торговый центр, крытый рынок, гостиницу, новые здания авто- и железнодорожного вокзалов, стоматологическую поликлинику, кинотеатр с двумя кинозалами, магазин "Детский мир", универсам и другие объекты. Въезд в городок успел украсить только парк с аттракционами. По генеральному плану предполагалось, что население Припяти увеличится до восьмидесяти тысяч жителей. «Полесский атомоград» должен был стать одним из красивейших городов Украины. В те времена Припять была также одним из самых престижных городков Украины – широкие улицы, спроектированные в лучших традициях новых советских городов, высокие светлые многоэтажки, развитый соцкультбыт, огромный бассейн, отличный стадион, и многое прочее. Из окрестных сел и городов, даже из райцентра – Чернобыля, люди ездили в Припять отовариваться в местные магазины, поскольку снабжался город отменно. Этим он напоминал многие ему подобные заповедники коммунизма на территории разваливающегося социализма – Тольятти, Арзамас-16, Дубну, Зеленоград, Рыбинск, Байконур и др. 

 

Фото 13. Молодой городок Припять

            В середине 1980-х годов в благополучной Припяти проживало более 48000 человек. Быстрому росту населения способствовало и то, что кроме АЭС, жители стали обслуживать удобный транспортный узел всего Полесья – недалеко от городка расположена большая железнодорожная станция Янов, в самой Припяти построили автовокзал и большую речную пристань, скорее напоминавшую маленький речной порт. А судоходный фарватер реки продлили на много километров вверх по течению.

            Впервые я посетил небольшой и компактный городок Припять в марте 1986 года. Жил в гостинице «Полесье», работал на строительной площадке третьей очереди ЧАЭС (5-й и 6-й энергоблоки).

Фото 14. Строительство энергоблока Чернобыльской АЭС

            Вечерами любовался городком и его авангардной, выделяющейся из серости советских сел и поселков, архитектурой. Гулял в парке, общался с припятчанами. Светлый и «стройный» городок словно парил над быстрой рекой, вызывая у каждого обитателя чувство нежной и трепетной любви, жил спокойной, размеренной и уверенной жизнью. Люди доверяли городку, городок доверял людям. Благополучие разрушила трагедия.

            Сразу же после аварии на Чернобыльской атомной электростанции, расположенной в городке Припять, ночью 26 апреля была отключена междугородняя телефонная связь. Мобильной связи в то время еще не было. Людей из городка энергетиков до организованной эвакуации не выпускали. Правда о событиях была «локализована». Информацией владело лишь руководство страны. Советское правительство больше всего боялось паники и до последнего не сообщало людям правду. За "декоративное" спокойствие власть заплатила детским здоровьем и человеческими жизнями. Народ был в неведении, правда, не все припятчане. Мои сослуживцы, которым довелось увидеть первые результаты аварии из окон или с балконов домов, серьезность происшедшего поняли сразу. Достаточно было видеть голубое свечение радиоактивного луча из разрушенного реактора – ночью это зрелище потрясающее.

            А уже летом или в начале осени 1986 года зародилась мечта о создании нового города для атомных энергетиков Чернобыльской АЭС. Уже всем окончательно стало ясно, что красивый, компактный и обустроенный городок Припять остался городом-призраком, и жить там люди не будут много-много лет. А городу было 14 лет от роду. Стало необходимым создать жилье для ликвидаторов последствий катастрофы 26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции, для строителей, для эксплуатационного персонала действующих в то время блоков №1, 2, 3. Специалисты "Укргипроречтранса" совместно с нашим институтом "Атомэнергостройпроект" разрабатывали проект уже второго вахтового плавучего поселка Якорь на Днепре в районе села Неданчичи - для строителей нового города. И в начале осени 1986 года речники приступили к созданию Якоря. Необходимость в нем возникла в связи с решением о строительстве Славутича - нового города для чернобыльских энергетиков и их семей. Приближались холода, и нам - строителям, которые должны были принимать участие в сооружении нового города, надо было первое время где-то жить. Вот поэтому и было решено использовать опыт «вахтовиков» Зеленого Мыса для строительства второго плавучего поселка. А так как "Белый пароход" к тому времени уже выполнил свою роль, то всем 13 пассажирским дизель-электроходам, из которых состоял первый поселок, предстояло сменить место дислокации. Необходимо было в самые кратчайшие сроки перевести их вверх по Днепру в район села Неданчичи, где должны были построить стоянку для судов, а также грузовые и пассажирские причалы. Доставка таких мощных плавучих средств на место стройки далась ценой невероятных усилий. Их временами приходилось перетаскивать через мелководье на многие километры. Речники днем и ночью производили работы по углублению акватории. А затем начали сооружение будущего порта и причалов для стоянки дизель-электроходов. С этой целью пришлось вынуть около миллиона кубометров грунта. Уже в декабре 1986 года два последних судна из Зеленого Мыса пришли в новую бухту. Не дожидаясь окончания строительных работ, в новый грузовой порт стал поступать транспорт со щебнем, камнем, другими материалами. До будущего города было 8-10км. Там же оборудовали причал и организовали речное пассажирское сообщение из Киева. Всего 268 рейсов выполнили теплоходы типа "Восход" и "Ракета" по маршруту «Зеленый Мыс - Чернобыль - Зеленый Мыс», 476 рейсов сделали такие же теплоходы, доставляя энергетиков и «ликвидаторов» из Киева в Чернобыль и обратно. 1270 рейсов осуществили суда на подводных крыльях по маршруту «Киев - Зеленый Мыс – Киев».

            По роду своей службы я несколько раз посещал Киевский институт типового и экспериментального проектирования жилых и общественных зданий (КиевЗНИИЭП) и знал о проектировании нового города энергетиков – Славутича, видел планы, макеты, архитектурные проработки. Помню чей-то рассказ о том, как определили место для будущего города. Эту миссию взял «в свои руки» Б.Е. Щербина, в то время Председатель правительственной комиссии по ликвидации последствий аварии. Он вертолетом облетел местность по периметру 30-километровой зоны отчуждения, высмотрел красивый сосновый бор не так уж далеко от реки и совсем рядом с железной дорогой. Там даже была маленькая станция – разъезд Нерафа со стареньким павильончиком для ожидания поездов.  

Фото 15. Железнодорожная станция Нерафа, 1987

            И как Петр Первый сказал о будущем Петербурге в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» - «…здесь будет город заложен…», - Щербина указал место для создания нового города. Советские проектанты, как всегда основываясь на руководящих указаниях партии (КПСС – Коммунистическая партия Советского Союза) и правительства Страны Советов, теоретически обосновали место расположения будущего поселения представителей советского народа. Я позже читал пояснительную записку проекта города. В ней акцентировано внимание на прекрасной экологической обстановке (чистый сосновый воздух, территория за 30-ти километровой зоной отчуждения), хороших транспортных коммуникациях (наличие железной дороги и моста через реку Припять к территории Чернобыльской АЭС, существующей автодороги к городу областного значения Чернигову). Учитывались оптимальные расстояния от столицы Украинской ССР (Советской социалистической республики) города Киева, а также от города Чернигова и территории Белорусской ССР, минимально возможное расстояние до действовавших еще блоков ЧАЭС. Подчеркивалась возможность использования всех видов транспорта: автомобильного, железнодорожного, воздушного и речного. Умолчали о малом – то ли не знали, то ли не посчитали нужным проверить радиационную обстановку. Но об этом позже.

            В советской прессе шла реклама будущего города. Так, «Рабочая газета» поместила целый очерк: 

 Документальная фотокопия 57: Рабочая газета о Славутиче, 21 января 1987

            И снова мне пришлось стать «первопроходцем». Наша группа рабочего проектирования выехала на место строительства в ноябре 1986 года.

 

***Фото автора 9. Село Неданчичи Черниговской области в Украине***

            Мне довелось работать в первом десанте почти два с половиной года. Жили мы в деревенской избе на окраине поселка Неданчичи в составе 960 его жителей.

 ***Фото автора 10. Окраина поселка Неданчичи, декабрь 1986***

            Сами пилили и рубили дрова, топили печь (отличный, надо сказать, агрегат!), готовили еду и обустраивали свой быт.

  ***Фото автора 11. Заготовка дров для сельского дома, в котором мы жили, 9 декабря 1986***

 

***Фото автора 12. Печь в Неданчичах***

            Подготовительный этап строительства начался с трех-четырех передвижных вагончиков. Чей-то огород, расположенный в непосредственной близости к этому «пятачку», использовали как импровизированную вертолетную площадку. Позже сюда привезли вагончик-столовую на четыре столика.

 ***Фото автора 13. Импровизированный вертодром села Неданчичи, декабрь 1986 года***

            К этому времени наши братья-строители уже смонтировали над четвертым энергоблоком ЧАЭС объект «Укрытие», а по простому – саркофаг для разрушенного реактора, как памятник человеческой глупости и самонадеянности, мнимой гордости и величию.

 Фото16. «Саркофаг»

            И зона начала жить особой жизнью:

 Документальная фотокопия 58: цитата 1 из газеты «Вечерний Киев» от 16 декабря 1986 года

 

 Документальная фотокопия 59: цитата 2 из газеты «Вечерний Киев» от 16 декабря 1986 года

 

Документальная фотокопия 60: цитата 3 из газеты «Вечерний Киев» от 16 декабря 1986 года

 

Документальная фотокопия 61: цитата 4 из газеты «Вечерний Киев» от 16 декабря 1986 года

 

Документальная фотокопия 62: цитата 5 из газеты «Вечерний Киев» от 16 декабря 1986 года

 

Документальная фотокопия 63: цитата 6 из газеты «Вечерний Киев» от 16 декабря 1986 года

 

Документальная фотокопия 64: цитата 7 из газеты «Вечерний Киев» от 16 декабря 1986 года

 Фото17. Макет реактора 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС под «саркофагом» (сделан руками нашего сотрудника Валерия Гитермана)

            Правительство СССР организовало награждение орденами и медалями отличившихся «ликвидаторов». Одним из критериев выбора кандидатов было условие отсутствия слова «атом» в наименовании предприятия или организации, которые они представляли. Виновники катастрофы (слово «атом») не должны быть героями. Таким образом, исчезли кандидаты на награждение и из нашего института – «Атомэнергостройпроект». Спасибо, что впоследствии выдали удостоверения участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Правда, снова, не всем участникам. Леня Линшиц уехал в Израиль без такого удостоверения, хотя был и работал с нами. Первое чернобыльское удостоверение, выданное Минэнерго СССР, у него отобрали перед отъездом – будущий израильтянин не должен был быть честным и мужественным советским человеком.

 Документальная фотокопия 65: цитата 8 из газеты «Вечерний Киев» от 16 декабря 1986 года

            Так писали в первый год после катастрофы – теперь так не пишут и так не думают…     

(продолжение в следующей части)

© AVAndrzheyevskyy

Бесплатный хостинг uCoz