Дочери Евгениии будущимпоколениямПОСВЯЩАЕТСЯ

ЧЕРНОБЫЛЬСКАЯ БЫЛЬ  

продолжение 7

 Вишней цветет беда,

 Аистом, что в гнезде.

 Болью гудят колокола

 И воронье везде…

            А тогда, пока мы занимались проектированием, производилась вырубка просек и новых площадок под строительство домов будущего города. В сосновом лесу запроектировали красивейший городок с учетом последних достижений советской архитектурной науки и дизайнерского искусства.

 
Документальная фотокопия 66: цитата 9 из газеты «Вечерний Киев» о Славутиче (16 декабря 1986 года)

            Снег в тот год выпал раньше обычного и было его непомерно много. Город планировали заложить на расстоянии нескольких километров от поселка. Хорошо помню свой первый визит в центр будущего города. Зимний предновогодний лес, белый-белый снег по колено на обочине дороги, а как заехали в лес, то по пояс. Хорошо, что заезжали на военных автомобилях «КрАЗ». Живописнейшее место – высокие красивые сосны поддерживают своими стволами прозрачно-голубое небо, пушистые и густые ели островками расположились в заснеженном бору, снег каждым своим кристалликом излучает радугу солнечного света. Морозно. Сначала автомобилями сделали проезды, потом геодезисты разметили дороги будущих улиц и жилых кварталов. И началась вырубка леса «до основанья, а затем…» (цитата из Интернационала – песни рабочих и крестьян мирового пролетариата).

 Фото 18. Центр будущего города Славутич

            Вечерами, уже в сумерках, возвращались в село бригады лесорубов. Шествие из нескольких процессий. Впереди идет лошадь, запряженная в телегу. Кучер – мужик. В телегу сброшены инструменты – топоры и пилы. А за телегой – вереница деревенских «баб» (женщин от 20 до 40 лет, но так укутанных, что лиц почти не видно).

            В один из таких вечеров, уже после нехитрого ужина, мы стали свидетелями «ползучего землетрясения». В район строительства прибывала новая техника, шли бульдозеры – шатались стены изб и дребезжали стекла окон. Мы боялись, что одна из машин может не поместиться на узкой деревенской улице и зацепить шаткие домики.

            В 1987 году мы получили новые пропуска:

 Документальная фотокопия 67: Пропуск 1987

            Чтобы начать строительство города, нужна строительная база, которой тоже не было. Проектирование велось в Киеве специалистами нашего Всесоюзного проектного института по проектированию строительства атомных электростанций «Атомэнергостройпроект», а «привязку» на местности и доработку проектных решений выполняли инженеры группы рабочего проектирования непосредственно на месте работ.

 ***Фото автора 14. Руководитель группы рабочего проектирования ВПИ «Атомэнергостройпроект» на строительстве города Славутич Игорь Бешкето и инженер-энергетик Роман Николаевич Парузин на стройбазе, 6 декабря 1986***

            Определили места будущих баз строительных конструкций для участников этого масштабного градостроительного проекта. Решено было возводить кварталы нового города интернациональным методом. Привлекли восемь (из пятнадцати) союзных республик большого Союза: Украину, как «виновника» аварии; Россию, как старшую сестру всех народностей; три республики Закавказья – Армению, Грузию и Азербайджан, как носителей культуры Востока; три Прибалтийские республики – Латвию, Эстонию и Литву, как хранителей европейских традиций. Помню, что размещать посланцев этих республик пришлось по их согласию на соседство с братскими народами. И не всегда географические соседи по Союзу соглашались на временное соседство во имя созидания будущего. Мы уже тогда знали, что в нашем могучем «Союзе нерушимом республик свободных» (цитата из текста Гимна Союза Советских социалистических республик («Сталинский») на слова Сергея Михалкова и Г. Эль-Регистана, т.е. Габриэля Аркадьевича Урекляна) на самом деле «бегает черная кошка». С этой проблемой мы довольно быстро справились - с помощью армянского коньяка, грузинского шашлыка, азербайджанского чая и украинского сала.

            А в это время военные строители прокладывали транспортные магистрали и железнодорожные пути в каждый будущий склад, который мы проектировали. При этом расстояние к конечному пункту назначения сокращалось не по дням, а по часам. Утром мы встречали военных железнодорожников в одном месте, а вечером они уже обходили нас и уходили дальше. Надо отдать должное военным строителям-железнодорожникам, они справились со своей задачей в сжатые сроки и так быстро, что нам приходилось работать над проектами до позднего вечера.

 ***Фото автора 15. Укладка железнодорожных путей на строительной базе будущего города Славутич, декабрь 1986***

            Полным ходом шло строительство «пионерной» базы для Славутича: железнодорожные пути, площадки складирования, открытые склады для материалов, бетонные и растворные заводы, склады для оборудования и прочее.

 ***Фото автора 16. «Пионерная» база строительства города Славутич (декабрь 1986)***

 

 ***Фото автора 17. Земляные работы «пионерной» базы города Славутич (декабрь 1986)***

            Пока мы строили «пионерную» базу, речники успели передислоцировать теплоходы, которые раньше стояли у берега поселка Зеленый Мыс. Этот речной поселок назвали Якорь и оборудовали более стационарно, чем предыдущий: корпуса теплоходов утеплили снаружи, канализацию собрали в один коллектор и отправили на смонтированные очистные сооружения. Как выяснилось впоследствии, сделали правильно. Зима 1987 года была очень морозной – в феврале и марте морозы достигали до 30 градусов при сильном порывистом ветре. По утрам нам приходилось выходить в стужу из очень жарких теплоходов, стоявших на реке.

 ***Фото автора 18. Монтаж рабочего помещения***

            Наш вагончик состоял из трех помещений: прихожая (сени), где размещались вешалка, лавка и светокопировальный аппарат; рабочая комната и котельная. Обогревался вагончик с помощью котла водяного отопления. Котел горел практически круглосуточно. Для этого раз в неделю каждому из нас приходилось бывать на ночном дежурстве – «хранить огонь» и подсыпать уголь в котел.

 ***Фото автора 19. Дрова для обогрева нашего рабочего вагончика, февраль 1987***

            Остальные уже ночевали в поселке Якорь на одном из дизель – электроходов. Я жил на двух или на трех из них. В памяти всплывают названия – «Грузия», «Чайковский». Наряду с проектированием «пионерной» базы будущего города мы работали и над проектами речного поселка – ландшафтные земляные работы (дороги, причалы, обваловки); инженерные сети (подвод электроэнергии, отвод канализационных стоков, строительство очистных канализационных сооружений).

 Фото 19. Поселок Якорь

            В кораблях-гостиницах поселка Якорь мы занимали двухместные каюты, оборудованные умывальниками. Каюты располагались на верхних палубах. Жить было уютно и компактно. Самые яркие воспоминания – очень тепло при сильных морозах и ветрах зимой, а еще - усиленное и бесплатное питание. Завтракали и ужинали мы в ресторанах речных гостиниц, обедали в передвижных столовых на строительной площадке. Многие строители работали посменно, и пообедать можно было в тех же ресторанах дизель-электроходов.

            О том, что бесплатным бывает только сыр в мышеловке, мы узнали двадцать лет спустя. А тогда государство выделяло достаточные денежные средства на питание «ликвидаторов». Завтрак состоял из пяти-шести блюд. Масло, булочки и свежие фрукты всегда были на столах в любом количестве. Мы долго «приручали» наши организмы к такому полноценному и «усиленному» питанию, пытались постепенно заставить себя съедать все. Это получалось не у всех и не всегда. Еды было много, и она всегда оставалась. При том, что готовили хорошо и вкусно.

 

Документальная фотокопия 68: Талоны на питание

            В этом случае можно сказать хорошие слова в адрес правительства бывшего государства СССР и поблагодарить весь наш народ, который работал в зоне аварии. Каждый старался сделать свое дело лучше для того, чтобы следующий сделал так же. Это своего рода «цепная реакция» доброты – философское продолжение «цепной реакции» деления атомных ядер взорвавшегося реактора.

            Помню два конкретных случая из множества впечатлений «чернобыльской» поры.

            ПЕРВЫЙ: зима, почти ночь, сильный мороз и ветер. Мы заработались допоздна, устали и твердо решили на этот раз пройти пешком несколько километров до кораблей Якоря. Там же жили и водители, в основном, грузовых автомобилей. И у них существовало правило «водительского братства» - никогда не оставлять на дороге попутных пешеходов. Прошли мы уже половину пути. Догоняет нас грузовик, останавливается, и водитель предлагает довезти нас до речных гостиниц. Мы твердо отказываемся. Наша усталость почти прошла, в головах опять появилась ясность мыслей, и нам по-прежнему хотелось идти пешком, чтобы закрепить это состояние до завтрашнего дня. Водитель долго нас уговаривал – мы решительно отказывались. Последним своим аргументом он нас сразил, и мы поехали с ним в машине. Он задал нам простой человеческий вопрос: «Что подумает и что скажет обо мне водитель автомобиля, который будет ехать за мной? Как я мог проехать и не подвезти вас?» Такого же правила придерживались водители всех поселков персонала АЭС. Я это знаю по своему личному опыту, так как до Чернобыльской трагедии побывал на атомных электростанциях: Смоленской (поселок Десногорск), Балаковской (городок Балаково в Саратовской области), Курской (городок Курчатов), Ровенской (городок Кузнецовск), Запорожской (городок Энергодар), строящейся Хмельницкой (поселок Нетишин).

            ВТОРОЙ: в один из дней, ближе к вечеру, при строительстве железнодорожных путей открытого склада сыпучих материалов случилось непредвиденное. При выемке грунта для последующей укладки балласта был обнаружен плывун – зыбкий грунт, который можно сравнить с застывшим холодцом. Мы выехали осмотреть место для принятия правильного решения и корректировки проекта строительства. Зачистку «корыта» под пути производили бульдозером. Я шел перед машиной, чтобы определить степень зыбкости, бульдозер медленно двигался следом. В молодости я любил рисковать – случай с плывуном из такого «разряда». Но делал я это, предварительно наметив свои действия при резком увеличении степени риска, обдумав пути отступления и возможные последствия. Я и сейчас хорошо знаю, что рисковать нужно умело, по-умному. Тогда я не испытывал неприятных ощущений при зыбкости под ногами. Скорее всего, это было интересно. Похоже на «земную невесомость» - ты тяготеешь к земле все глубже, но вектор этого тяготения весьма динамичен. В то время я был намного легче бульдозера и прошел на несколько метров дальше машины. Очень внезапно наступил момент необходимости резкого выхода из риска – я выпрыгнул боком на твердую поверхность вдоль траншеи. А бульдозер накренился и начал погружаться. Машинист выпрыгнул, как и я, предварительно заглушив двигатель. Уже утром этот бульдозер извлекли из плена плывуна. К нашей радости плывун оказался небольших размеров, довольно локальным – в виде линзы. Наше проектное предложение о выполнении замещения грунта щебнем разной фракции с послойным уплотнением было реализовано, и в дальнейшей эксплуатации этого участка железнодорожного пути проблем не появлялось.

            Зима ушла на сооружение временной строительной базы и подготовку территории под строительство жилых кварталов нового города.

 ***Фото автора 20. Строительная база будущего Славутича, декабрь 1986***

 

(продолжение в следующей части)

© AVAndrzheyevskyy

Бесплатный хостинг uCoz