После окончания Винницкого политехнического института (ВПИ) в 1981 году поехал работать в город Киев. Получилось из ВПИ в ВПИ – Всесоюзный проектный институт по проектированию строительства атомных электростанций (АЭС). Начинал инженером в отделе организации и экономики строительства.
И с зарплатой инженера в 105 рублей.
В апреле 1982 года улетел во Владивосток – служить в Советской Армии. Дведадцатичасовой перелет с двумя посадками – в Целинограде (Казахстан) и в Братске (Россия). Полтора года служил на китайской границе с СССР в Уссурийском крае, а последние месяцы – на озере Ханка.
Заочно окончил курсы военных корреспондентов, сотрудничал в двух армейских газетах – печатал очерки, статьи, репортажи, фотоинформацию, этюды, фельетоны и стихи. Получал гонорары – имел возможность в то время, в закрытой погранзоне, кушать ананасы, красную рыбку, икру и пить китайскую водку.
После армии собрал стихи в сборник, но не издал.
К работе на прежнем месте приступил в конце 1983 года. Рос по служебной лестнице, меняя должности – старший инженер, ведущий инженер, руководитель группы проектирования. За время работы побывал в служебных командировках почти на всех строящихся АЭС европейской части Советского Союза,
много времени работал в Москве с «Союзатомэнерго» и с министерством энергетики СССР. Каждый вечер в Москве бывал в театрах, на концертах, посещал музеи. Однажды проходил в Мавзолее мимо «дедушки Ленина». Обычно останавливался в нашей министерской гостинице в районе Чистых прудов – в Дурасовском переулке (а рядом театр «Современник»).
Принимал участие в разработках проектной документации для строительства Чернобыльской, Запорожской, Ровенской, Хмельницкой, Чигиринской, Курской, Смоленской, Балаковской и Азербайджанской АЭС, а также других энергетических объектов. При этом всегда посещал проектируемые объекты в Припяти, Энергодаре, Кузнецовске, Нетишине, Чигирине (на «Орбите»), Курчатове, Десногорске и в Балаково. Участвовал в проектировании производства работ на АЭС «Пакш» в Венгрии. Разрабатывал предложения для строительства АЭС в Китае (4 реактора ВВЭР-1000), план перспективного развития атомной энергетики СССР на 20 лет, планировал размещение новых комплексов АЭС: «Основные положения по организации поточного строительства объектов атомной энергетики в XII пятилетке и до 2000 года». Участвовал в проектировании ремонтно-восстановительных работ Черниговской ТЭЦ после пожара весной 1986 года.
В конце лета 1985 умерла мама.
28 апреля 1986 года утром узнал от очевидцев о Чернобыльской аварии. Через неделю, 11 мая утром выехал к месту проишествия, работал в Чернобыле, в 30-ти километровой зоне. Затем еще несколько раз наведывался в «зону» - в августе при посещении места аварии Председателем Совета Министров СССР, и осенью при строительстве временного вахтового поселка для энергетиков и строителей - Зеленый Мыс.
Продолжал экспериментировать с автопортретами:
1986
1987
С ноября 1986 года строил новый город Славутич на границе 30-ти км зоны.
Начинали мы с красивого заснеженного соснового леса, а вернулся я в Киев через 2,5 года, когда уже заселили первых жителей. Работал в группе рабочего проектирования, руководил группой авторского надзора и информации (для Совета Министров).
Иногда отвлекался в Киев для разработки «всесоюзных» тем: «Анализ использования монтажных кранов и разработка предложений по их распределению на АЭС страны», «График строительства АЭС в XII пятилетке», «Анализ и обобщение опыта строительства АЭС с реакторами ВВЭР-1000», «Обобщение опыта строительства АЭС в СССР и за рубежом», «Инвестиционный цикл создания АЭС».
Обновил свой профсоюзный билет:
Летом 1987 года я отправил себя в «добровольную южную ссылку» - на Каховское водохранилище Днепра в Чигирин.
Три месяца спокойствия, солнца и арбузов – «золотое» лето!
Путешествовал. Много и часто бывал в Средней Азии, в Ташкенте у брата. Посетил Самарканд, Бухару, Навои. Выезжал в Джизакские степи, любовался сбором хлопка и солнечными электростанциями.
Однажды совершил автопробег из Ташкента в Киев и Винницу. На пути был в змеином заповеднике Каракумской пустыни, пересек пустыню Кара-кумы, заходил освежиться в Каракумский канал, паромом пересекал желтые реки пустыни – Аму-Дарью и Сыр-Дарью. За ночь переплыл Каспийское море с востока на запад. Незабываемая восточная ночь – на теплоходе свежий морской ветер после жары пустыни, яркие гроздья южных созвездий, тихая музыка и …
Видел предгорья северного Кавказа. Был в Таджикистане, Азербайджане, Армении (Ашхабат, Чарджоу, Красноводск, Баку, Ереван, Эчмиадзин, озеро Севан, Чирчик под Ташкентом, Владикавказ...)
Предновогодней ночью (31 декабря 1985 года) пролетал над Кавказом, но встретить Новый год в полете не удалось.
Поездил по России: Москва, Смоленск, Орел, Воронеж, Ленинград, Саратов (из Саратова в Балаково летели над Волгой маленьким самолетиком, а обратно ракетой на подводных крыльях), Пермь, Брянск, Новосибирск, Кемерово, Уссурийск, Братск, Владивосток…
По возможности бывал в разных местах Украины: в Донецке с интересом знакомился с терриконами, Днепропетровск посещаю по делам и люблю побродить по набережной Днепра, Запорожье запомнилось по отдыху на Днепре, хотя бывал там и по работе. Почти месяц жил в Чернигове, а потом часто бывал там при строительстве города Славутич, в Одессе был не только в студенческие годы, но и после (в одно туманное утро заблудился в «абрикосовых» переулках). А вот в Черновцах после студенчества побывать не довелось. Но был в Бурштыне, снова в Ворохте, в Коломые, Яремче (совершил одиночное восхождение на самую высокую гору по пояс в снегу – экстрим!). Бывал во Львове, отдыхал в Трускавце, Сходнице. Уманский парк «Софиевка» исхожен мною вдоль и поперек во все времена года.
В Черкассы и Кременчуг заезжал по работе, Кировоград посетил в составе какой-то приемочной комиссии при сдаче в эксплуатацию жилых домов. В Крыму путешествовал на отдыхе по западному побережью: Симферополь, Евпатория, Саки, Севастополь, Ай-Даниль, Гурзуф, Ялта. С Азовским морем познакомился в Счастливцево на Арабатской стрелке.
Жил в Киеве, бывал в Немирове, Новоселице, Баре, Жмеринке, Тульчине, Каневе, Борисполе, Броварах, Чигирине, Чернобыле и Припяти, Вышгороде, Ирпене, Славуте, Энергодаре, Кузнецовске, Нетишине, Бориславе, Почаево, Геническе, Скадовске и Лазурном...
Весной 1987 года ездил смотреть «советскую Европу» - Польша (Варшава, Лодзь, Краков...), Чехословакия (Прага, Братислава, Моравия...) Первый раз посмотрел хороший красивый стриптиз в городке Зелена Гура, там же гулял на сцене Зеленого театра многих песенных фестивалей.
В конце 1989 года создал семью. Нашей дочери к тому времени уже было шесть лет. До этого жил в служебной квартире (а иногда не один, как в общежитии), затем арендовали однокомнатную квартиру. Летом 1990 года мы получили новую квартиру в Киеве – на Троещине. Женя пошла в первый класс, затем второй класс в другой школе, третий – в первой украинской национальной гимназии. Кстати, в церемонии открытия этой гимназии мы с женой играли роль «родителей» (а потом смотрели себя по телевидению).
Летом 1993 года увеличили семью сукой породы доберман – Флёр.
После чернобыльской аварии работать в «атомном» институте становилось все трудней и трудней – работа какая-то еще была, а заработной платы уже не было. Я ушел работать в модные в то время кооперативы. Зарплата была больше, работать можно было меньше, а думать не надо было вовсе.
Через два месяца начал свою карьеру снова. Киевский городской центр занятости населения входил в состав Министерства труда Украины. Меня приняли на должность инженера второй категории в отдел капитального строительства. Через год я работал главным инженером, затем начальником ОКСа, принял Присягу Государственного служащего Украины на заре становления независимости государства, в 1994 году.
«На заре» жить было тяжело, часто ездил в Винницу, привозил оттуда продукты – зарплата киевская, а продукты по ценам винницким. Начал задумываться о возвращении в родной город, но мой отец был противником этой идеи. Мы посмотрели много квартир в Виннице, но обмен так и не состоялся.